Новая заставка для рабочего столаМерчендайзинг | ||||||||
Отзывы косметика Артистри
|
|
Банки начинают войну за россиян:В начале февраля Госкомстат обнародовал итоги привлечения средств населения банками за 11 месяцев 2003 г. Согласно опубликованным данным, общая сумма вкладов и депозитов физлиц на 1 декабря – 1,452 трлн рублей, что больше на 38,7% по сравнению с началом года и на 43,1% по сравнению с 1 декабря 2002 г. Эксперты полагают, что в текущем году темпы привлечения частных вкладов еще более возрастут. Банки будут агрессивно бороться за клиентов потому, что деньги физлиц остаются для них единственным мощным источником привлеченных средств. Однако еще более жесткая борьба развернется на рынке потребительского кредитования. По мнению экспертов, размещение средств сейчас представляет для банков куда большую проблему, чем их привлечение. Между тем развитость рынка потребительских кредитов, вопреки громким заявлениям участников рынка, пока остается очень низкой. Эксперты в один голос утверждают, что в текущем году мы можем стать свидетелями все более жесткой борьбы банков за частного клиента. «Политика банков будет достаточно агрессивной. Будут открывать новые отделения, устанавливать банкоматы, появятся новые продукты, – сказал RBC daily ведущий эксперт фонда «Центр развития» Дмитрий Лепетиков. – Так, могут более широко использоваться кредитные, а не только ныне распространенные платежные пластиковые карты. Будет открываться больше пунктов оформления кредитов в магазинах». По его мнению, это объясняется тем, что население становится основным источником ресурсов для банков. С таким мнением соглашается и эксперт международного рейтингового агентства Standard & Poor’s Екатерина Трофимова. «Частные вклады становятся потенциально наиболее интересным, а иногда и единственным источником фондирования для растущих российских банков, – сказала г-жа Трофимова RBC daily. – Сектор корпоративных вкладов уже практически весь поделен, а между тем банковская система растет довольно агрессивно». «Рост доли частных лиц в пассивах крупных банков идет ускоряющимися темпами, однако для последних в условиях роста курса рубля выгоднее привлекать ресурсы на Западе», – говорит г-н Мальханов. Действительно, отмечает Дмитрий Лепетиков, в четвертом квартале 2003 г. привлечение российскими банками средств из-за рубежа опередило размещение. Однако такой способ привлечения средств актуален только для крупнейших банков – мелким за рубежом просто не дадут денег. Кроме того, задача банков заключается не только и не столько в получении текущего финансирования, но и в превращении розничного рынка в базу для будущего развития. «Факт тот, что благосостояние населения растет, – говорит Екатерина Трофимова. – И макрозадача заключается не в том, чтобы люди принесли в банки все деньги из «кубышки», а в том, чтобы они приносили деньги в будущем, чтобы они пропускали свои деньги через банковскую систему». В борьбе за вкладчика у банков есть два главных средства: ставки и сервисные «довески», предлагаемые клиенту вместе с депозитом. Ставки по депозитам в 2004 г. неизбежно будут снижаться – в первую очередь за счет макроэкономических факторов. «Ставки будут снижаться – на один-два, максимум три процентных пункта, не больше, – считает Дмитрий Лепетиков. – Идет общая тенденция к снижению всех ставок. При стабильности курса национальной валюты и снижающейся инфляции это нормально. И для того чтобы сохранить маржу, банкам придется снижать ставки по депозитам». Однако, по мнению Екатерины Трофимовой, важно ставить вопрос не о том, как снизятся ставки, а какими они будут относительно ставок корпоративных депозитов и относительно ставок по депозитам у лидера рынка – Сбербанка. «По этим параметрам серьезных изменений в 2004 г., скорее всего, ожидать не придется, – полагает она. – Ставки по депозитам физлиц все еще выше, чем по корпоративным депозитам, и премия по отношению к Сбербанку остается достаточно большой – в среднем от 0,5% до 4%. И пока не заработает стабильная система гарантирования вкладов, банки будут вынуждены платить эту премию». Что же касается «продуктового ряда» банков, то, по мнению г-жи Трофимовой, в нынешнем году он не очень сильно расширится. «Не думаю, что в 2004 г. банки представят много новых продуктов, – говорит она. – Потребности частных клиентов в России пока остаются довольно простыми». В то же время, по ее мнению, банкам стоит поработать над гибкостью условий предлагаемых вкладов. «У многих российских банков все еще достаточно большие минимальные суммы и негибкие условия привлечения вкладов», – отмечает аналитик S&P. С этим согласны и сами банкиры. Более того, они замечают, что гибкость условий зачастую становится для клиента решающим условием при выборе банка и типа вклада. «Наши вкладчики часто говорят, что помимо процентной ставки для них не последнюю роль играют сервисные возможности, например возможность довложения денег на вклад или частичного снятия средств без нарушения условий депозита, – сказал RBC daily директор Центра банковских продуктов и маркетинга «Импэксбанка» Валерий Кардашов. – Иногда клиент даже выбирает более низкую ставку, но более гибкие сервисные условия депозита». Однако еще более жесткая борьба в этом году развернется на поле кредитов частным лицам. Это связано с тем, что проблема размещения средств для банков едва ли не более серьезна, чем проблема их привлечения. «Раньше банки ориентировались в основном на кредитование корпоративного сектора. Сейчас же у корпораций больше возможностей привлекать займы за рубежом либо выпускать ценные бумаги, – говорит Дмитрий Лепетиков. – Поэтому с точки зрения заимствований банки играют, особенно для крупных предприятий, куда меньшую роль, чем раньше. Поэтому агрессивная борьба будет идти не столько за привлечение депозитов, сколько за размещение. Для банков важнее наращивать базу по кредитам. Вообще сейчас проще найти деньги, чем выгодно и с наименьшим риском разместить их». Действительно, отмечает Екатерина Трофимова, в 2004 г. банки столкнулись с резким падением доходности по размещению средств, особенно по корпоративному сектору. «Заемщики, особенно крупные, всегда могут добиться наиболее выгодных для себя низких ставок, – говорит аналитик S&P. – Так доходность корпоративного бизнеса стремительно падает. Поэтому банки вынуждены расширять другие активные операции, в том числе по кредитованию частных лиц». Сейчас, по мнению аналитиков, реальным потребительским кредитованием занимаются считанные единицы. Во всяком случае до недавних пор потребительские кредиты служили одной из форм «зарплатных схем», которые позволяли оптимизировать налогообложение. Кроме того, многие банки были замечены в кредитовании работников связанных структур. К тому же ставки по потребительским кредитам все еще остаются заоблачными – по меркам развитых стран. «Сейчас ставки по кредитам для частных лиц находятся на очень высоком уровне – от 35% годовых, – отмечает Екатерина Трофимова. – Потребитель этого часто не видит, оформляя короткие кредиты, например на три месяца». Однако, по ее мнению, ставка будет очень быстро падать. «Еще три-четыре года назад на рынке потребительского кредитования ставки были выше 60%, – говорит она. – Теперь, по мере развития конкуренции, они снизились почти на 20%». По данным Валерия Кардашова, сейчас эффективная ставка банков по программам потребительского кредитования составляет в среднем от 29% до 37%. Однако уже появляются и другие кредитные программы по совместным акциям с торговыми и сервисными точками. «Например, ставка по так называемым «беспроцентным» кредитам может составлять 25% годовых в зависимости от срока кредитования и условий партнерской программы, – говорит г-н Кардашов. – Я считаю, что в этом году ставки по кредитам могут снизиться незначительно, максимум до десяти пунктов. Это связано с несколькими причинами, во-первых, рынок потребительского кредитования еще не достаточно освоен, особенно в регионах России». Таким образом, отмечает Екатерина Трофимова, сейчас банки находятся в очень сложной «вилке» между высокими ставками по вкладам и снижающейся доходностью по активным операциям. Поэтому им предстоит серьезная борьба за снижение себестоимости привлекаемых ресурсов и рост доходности по активным операциям при дальнейшем наращивании объема операций. «Мы будем стараться удешевить пассивы за счет новых технологий. Я уверен, что за счет развития новых технологий и комплексного подхода работы с физическими лицами мы придем к тому, что частные деньги станут дешевыми, – говорит Валерий Кардашов. – Конечно, немалую роль при этом играет стабилизация экономики и положительные подвижки законодательной базы, в частности реальная работа системы гарантирования вкладов». Возможно, со временем Россия приблизится к остальному миру, где принято считать, что вклады частных лиц – это наиболее дешевый ресурс для банков. Например, в Европе вклады до востребования вообще имеют нулевую ставку, а срочные вклады ограничены по размеру и ставка по ним близка к инфляции. Если же вкладчик хочет получить реальных доход, ему приходится выбирать счета, связанные с рынком ценных бумаг, на котором можно выиграть, а можно проиграть. |
||||||
Чтобы установить Новая заставка на рабочий стол, выполните следующие действия:
1. Выберите нужную вам картинку, щелкнув по ней мышью.
Примечание: |