Водителям придется стать хакерами:
По большому счету, за несколько последних десятилетий прогресс в автомобилестроении достигался только благодаря электронике. Сейчас флагманские модели ведущих мировых производителей уже начинают напоминать интернет-кафе на колесах.
К чему еще не догадались подвести провода, чтобы избавить водителя от тяжкого труда по управлению автомобилем? Наверное, только к его собственной голове... Безусловно, основной упор все фирмы делают на системы безопасности.
Не первый год в автомобилях применяется электронная система стабилизации – ESP (Electronic Stabilisation Program). По исследованиям специалистов концерна Volkswagen, даже без помощи других систем ESP на 80% снижает риск потери водителем контроля над машиной.
Еще одно полезное в движении устройство используется на серийных автомобилях Audi A8 и Volkswagen Phaeton. Система контроля расстояния перед машиной ADC (Automatic Distance Control) следит за безопасной дистанцией до двигающихся впереди машин и подает водителю сигнал о необходимости притормозить.
Второе поколение систем ADC может останавливать автомобиль перед препятствием или притормозить его перед крутым поворотом. «Автоматические тормоза» ставят и на последние модели Mercedes-Benz, General Motors и Honda.
Впрочем, Volkswagen собирается еще дальше углубиться в дебри электронного контроля за управлением. Концерн обещает со временем напичкать автомобили многочисленными сенсорами, через которые «автопилот» будет оценивать дорожную обстановку вокруг всего автомобиля.
Такая система сможет предупредить водителя об опасном маневре (например, если в «мертвой» зоне зеркал находится мешающий перестроению автомобиль). По статистике ДТП, пятая часть всех аварий случаются за пределами дорожного полотна, то есть машины вылетают с трассы.
Другие исследования показали, что треть всех ДТП в США происходят от нарушения рядности движения. Сохранять правильную траекторию движения помогает система LDW (Lane Departure Warning). Для ориентирования на местности электроника использует дорожную разметку.
На автосалоне в Нью-Йорке американское подразделение Nissan покажет модель Infinity FX, которая будет выпускаться с LDW разработки Iteris (дочерняя компания французской Valeo). В качестве датчика используется видеокамера, вмонтированная в зеркало заднего вида.
При уходе автомобиля от линии осевой разметки водителю подается тревожный сигнал, а для исключения ложных срабатываний применяется специальная программа, распознающая разные стандарты разметки. Опять же из статистических данных получается, что 25% аварий со смертельным исходом происходят из-за того, что водители засыпают за рулем.
Неудивительно, что все крупные автофирмы работают над системами пробуждения задремавшего шофера. «Будильники» устроены примерно одинаково. Специальная камера в салоне машины следит за частотой моргания глаз человека.
Когда электроника «замечает», что водителя клонит в сон, пронзительный зуммер, вибрация на рулевом колесе и ремне безопасности возвращают шофера «к действительности». Если водитель не отреагирует даже на такие раздражители, «мозг» системы включает аварийную сигнализацию и экстренно останавливает автомобиль.
В Volkswagen собираются позаботиться о водителях, которые не замечают по рассеянности (или не хотят замечать) знаки ограничения скорости. Такой «законопослушный» автомобиль будет сам считывать дорожные указатели и предупреждать водителя об ограничении скорости или других предупреждающих знаках.
Тогда автомобилист сможет больше внимания уделять дорожной ситуации, а индикатор на приборной панели будет напоминать о необходимости сбросить скорость или предупредит о крутом повороте. В некоторых современных автомобилях уже применяется и система ночного видения, контролирующая темную зону впереди освещаемой фарами поверхности.
Конструкторы VW собираются объединить ее с другими устройствами, например, с теми же системами контроля дистанции и обстановки вокруг автомобиля. Действуя заодно, они не только предупредят водителя об угрозе аварии, но и помогут ему правильно сманеврировать, уворачиваясь от опасной ситуации.
При этом разработчики электронных помощников призывают не забывать об осторожности. Водитель не должен испытывать судьбу, быть внимательным и избегать резких или опасных маневров. К тому же, электроника не всегда приходится по вкусу опытным водителям с активным стилем управления автомобилем.
Ведь в породистых спортивных машинах «помощники» отсутствуют напрочь. Здесь ценится полное «слияние» с машиной, которой электроника может здорово мешать. А вот система автоматической парковки наверняка будет полезна всем без исключения автомобилистам.
В первую очередь, конечно, начинающим. Но
в забитом машинами мегаполисе вряд ли кто-то откажется от удовольствия подъехать к месту стоянки, отпустить руль и ждать, когда машина самостоятельно припаркуется.
Компьютер сравнит габариты автомобиля с параметрами свободного пространства и определит, как лучше сманеврировать на свободную площадку. Впрочем, здесь Volkswagen не пионер – «самопаркующимися» автомобилями давно занимается концерн BMW.
А на Женевском автосалоне концептуальный автомобиль с такой системой продемонстрировала компания Volvo. Конечно, компьютеры состоят не только в «службе безопасности» современной машины.
Ни один «продвинутый» двигатель или трансмиссия сейчас не обходятся без электронных блоков управления. Причем иногда конструкторам удается при помощи программ снабжать машины скрытыми «изюминками».
Например, не все владельцы спортивных BMW M-серии с секвентальной коробкой передач SMG знают о «чертике», живущем в мозгах их атомобиля. «Примочку», дающую автомобилю намного больше прыти от заявленного в технических характеристиках, активизирует специальный алгоритм действий водителя, чем-то напоминающий манипуляции автогонщика на стартовой позиции.
Как поясняют эксперты американского журнала Popular Science, чтобы вызвать «чертика», необходимо для начала отключить систему стабилизации движения. Затем в коробке выбирается программа №6 и спортивный режим.
Включив селектор в положение Drive, нужно удерживать его в положении переключения передач вниз и раскрутить двигатель до 5000 об./мин. После этого нужно отпускать ручку КПП, и автомобиль «выстрелит» вперед намного бодрее обычного.
У обилия электронных систем в автомобиле есть и обратная сторона. Во-первых, сложная электроника значительно увеличивает стоимость машины. Во-вторых, так же как и люди, компьютеры не застрахованы от ошибок.
Страшно представить последствия «зависания» процессора какой-нибудь «электронной» педали тормоза. Кроме того, электроника весьма капризна и чувствительна к различным внешним факторам, например, сырости и пыли.
Тем не менее с каждым годом количество электронных устройств в автомобилях будет продолжать расти. И не исключено, что когда-нибудь, наряду с экзаменом по вождению и правилам дорожного движения выпускникам автошкол придется отчитываться перед гаишниками по азам компьютерной грамотности.