Авиаперевозчик ОАО «ЮТэйр» прокладывает новую для себя трассу — на рынок инвестиций. Финансовые аналитики положительно оценили серию пробных «полетов» — выпуск трех траншей вексельного займа.
Теперь можно говорить о том, что перед авиакомпанией открывается дорога на рынок долгосрочных заимствований.
23 апреля 2003 года ОАО «ЮТэйр» в рамках реализации вексельной программы осуществило размещение первого в истории предприятий гражданской авиации России вексельного займа.
Структура первого транша в размере 300 млн рублей состояла из векселей на сумму 100 млн рублей со сроком погашения до 4 месяцев и на 200 млн рублей со сроком погашения до 6 месяцев.
Заем размещен с доходностью 14% годовых для четырехмесячных векселей и 14,5% — для шестимесячных, что подтвердило сделанный ранее прогноз со стороны организатора размещения — ИК «РЕГИОН». Отметим, что «ЮТэйр» выполнила долговые обязательства в полном объеме и в обещанные сроки.
В декабре 2002 года «ЮТэйр» погасила векселя второго транша на сумму 200 млн рублей. Доходность векселей второго транша, размещенных 10 июня 2003 года, составила 13-13,5% годовых. А в феврале 2004 года ООО «БК Регион» (Москва) полностью реализовало третий транш простых дисконтных векселей на сумму 400 млн рублей.
Как сообщили «Вслух о главном» в авиакомпании, доходность векселей с датой погашения 10 августа 2004 года составит 12,5% годовых (объем размещения — 200 млн рублей), векселей с датой погашения 10 ноября 2004 года —12,8% годовых (объем размещения — 200 млн рублей).
Удачным и для эмитента, и для кредиторов назвал дебют авиакомпании на рынке займов финансовый аналитик ИК «Диа-инвест» Евгений Солдатов.
По его словам, доходность первых вексельных траншей обычно чуть выше рынка — поскольку репутация заемщика у компании находится в стадии формирования и этот фактор обуславливает высокие риски.
За риски же, как известно, приходится платить. Зато, подтвердив статус надежного эмитента, компания может размещать последующие займы под меньшие проценты и на более длительный срок.
Например, доходность ОАО «Газпром», давно утвердившегося на финансовом рынке, составляет всего 10%. В ситуации же с «ЮТэйр» сегодня можно говорить про обоюдную финансовую выгоду: кредитор получает высокодоходные векселя, а авиаперевозчик — положительные баллы для кредитной истории, которая в дальнейшем позволит избегать значительных издержек.
"Стоимость» кредитной истории авиаперевозчика уже сейчас характеризуют такие цифры: если доходность первого полугодового транша составляла 14,5%, то третьего — уже 12,5%.
Подтвердив способность расплачиваться по долговым обязательствам на рынке «коротких» заимствований, «ЮТэйр» готовится к выходу на «длинную» дистанцию.
"Успешная реализация программы является первым шагом на пути к внешним заимствованиям и возможному размещению облигационного займа», — поделился дальнейшими планами генеральный директор «ЮТэйр» Андрей Мартиросов.
Компания рассчитывает занять 1 млрд рублей, об этом руководство «ЮТэйр» заявило 27 января 2004 года, объявив открытый конкурс по выбору организатора выпуска собственных документарных неконвертируемых облигаций на предъявителя с обязательным централизованным хранением. Предполагаемый срок обращения выпуска — 24 месяца.
Как сообщили «Вслух о главном» в компании, тендер выиграл «Внешторгбанк», и заем будет размещен в самое ближайшее время.
Классические сроки погашения вексельных займов — 6-9 месяцев, тогда как облигаций — 2-3 года. «Чем лучше дела у компании, тем ниже доходность ее долговых бумаг и выше объем и срок заимствований», — комментирует Евгений Солдатов.
Если финансовые показатели компании вселяют уверенность в том, что она будет успешной и через 5-10 лет, то рынок сможет доверить ей крупные суммы и на большой срок, полагают аналитики.
Причины, по которым один из крупнейших российских авиаперевозчиков решился привлечь внешние финансовые средства, актуальны для всех предприятий отрасли, которая, по оценкам специалистов, переживает не лучшие времена — изношенность авиапарка российских авиакомпаний в среднем составляет 50%.
Практически все компании обременены крупными долгами. Аналитики говорят, что в этих условиях количество авиаперевозчиков в России должно сократиться вдвое.
Остаться в воздухе сможет лишь тот, кто выдержит жесткую борьбу за выгодные контракты на обслуживание крупных компаний и миссий, в том числе и международных, поведет наиболее привлекательную для пассажиров маркетинговую политику.
Отметим, что «ЮТэйр» располагает необходимыми ресурсами «отвоевывания» места в небе. Авиаперевозчик является крупнейшим эксплуатантом вертолетной техники в мире. На начало 2004 года авиапарк компании насчитывает 301 воздушное судно, включая 184 вертолета.
Основными потребителями авиационных работ, доля которых в общем объеме выручки в IV квартале 2003 года составила 19,4%, являются акционерные общества «Сургутнефтегаз», «Сибнефть», «Газпром».
Кроме того, у компании заключены международные контракты с Организацией Объединенных Наций на осуществление авиационных работ в Восточном Тиморе, Сьерра-Леоне, Западной Сахаре, Эритрее, Конго, Либерии. (Доля в общем объеме выручки эмитента в IV квартале 2003 года — 14,9%.)
А недавно «ЮТэйр» выиграла тендер по тушению лесных пожаров в Южной Африке. Контракт сроком действия до 2005 года, с возможным продлением, предполагает использование двух вертолетов «Ми-8».
Диверсификация услуг позволяет компании создать «запас прочности», необходимый для выхода из сложной ситуации, возникшей на отечественном рынке гражданских перевозок в связи с падением спроса на авиаперелеты.
Тем не менее, по предварительным данным, в структуре выручки за 2003 год доходы от регулярных пассажирских перевозок составляют 51,6%.
По предварительным итогам 2003 года, выручка ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» увеличилась на 9% и составила порядка 6 млрд рублей; чистая прибыль превысила 70 млн рублей. Объем перевозок составил 1,538 млн пассажиров.
"В 2004 году планируется обеспечить положительный денежный поток в размере 150 млн рублей и соответствующую прибыль», — сообщили в пресс-службе «ЮТэйр».
Сформированный проект бизнес-плана с учетом утвержденных параметров решено принять на очередном заседании Правления авиакомпании «ЮТэйр» в феврале.
Вексельный и облигационный займы могут оказаться карт-бланшем «ЮТэйр» перед конкурентами. Топ-менеджеры авиаперевозчика планируют не только обеспечить текущую производственную деятельность компании и рефинансировать полученные ранее кредиты и займы, но главное — обновить авиатехнику.
Компания объявила тендер на поставку пяти турбовинтовых региональных самолетов, и в конце февраля комиссия должна назвать победителя. Заявки на участие в конкурсе подали канадская Bombardier («DASH-8»), французская ATR («ATR-42»), ирландская лизинговая компания Magellan («ATR-42») и Харьковское авиационно-производственное объединение («Ан-140»).
Новые самолеты позволят авиакомпании не просто извлечь дополнительную прибыль, но и одновременно укрепить статус надежной компании на рынке заимствований.
Чтобы установить Скачать фотографии на рабочий стол, выполните следующие действия:
1. Выберите нужную вам картинку, щелкнув по ней мышью.
2. В новом окне загрузится понравившаяся вам картинка.
3. Щелкните по загрузившимся обоям правой кнопкой мышки и в появившемся меню выберите "Сделать фоновым рисунком" или "Set as wallpaper", если у Вас англоязычная версия Windows.
Примечание:
Если вам нужно иное разрешение, чем картинка у нас, вы можете растянуть Скачать фотографии на весь экран следующим образом (предварительно выполнив вышеуказанные действия):
1) Щелкните по вашему рабочему столу правой кнопкой мышки
2) В появившемся меню выберите пункт "Свойства"
3) Перейдите в раздел "Фон"
4) Там выберите в пункте "Отображение" вариант "Растянуть"
5) Скачать фотографии будут принудительно увеличены/уменьшены до нужного Вам размера.